В автомастерской
Р. Иванов
Название условное. Предполагается, что это автомастерская табачной фабрики им. Урицкого на Среднем проспекте Васильевского острова. Это так же подтверждает дата на обратной стороне картона - 1940 год. Иванов работал там в 1939-41 годах. Сейчас находится в частной коллекции Оскара Хоффера в Нюрнберге.
Все приведенные изображения картин иванова были улучшены с помощью нейросети: повышено разрешение, восстановлены поврежденные и утраченные фрагменты.
Розенкранц Ива́нов (1901-1962)
Русский и советский художник-сюрреалист
Стал известен через 30 лет после смерти как выдающийся и самобытный художник-сюрреалист. В наше время за его работами 1930х годов коллекционеры ведут настоящую охоту. Знаменитые квадратные картонки с изображениями индустриальных рабочих и промышленных интерьеров оцениваются в миллионы USD.
Розенкранц Германович Ива́нов (1901-1962) – русский и советский художник-сюрреалист. Р. Г. Иванов родился в городе Боровичи в семье Германа Никифоровича Иванова, мелкого государственного служащего и его жена Анны Генриховны Ивановой (в девичестве – Нейман). Родители Иванова были художниками любителями, участвовали в многочисленных любительских объединениях художников и артистов. Р. Г. Иванов был старшим из двух братьев, обоих родители назвали в честь второстепенных персонажей драмы Шекспира «Гамлет». Мать Иванова играла в любительских театрах до замужества. Семья часто переезжала, и с 1905 года Иванов жил в Санкт-Петербурге, где впервые начал рисовать. О раннем периоде художника известно мало, известно только, что он брал частные уроки рисования до 1914 года, когда стал провялятся его яркий и необычный стиль. Работы раннего периода творчества не сохранились.

В 15 лет Иванов уходит из дома, так как родители прочили ему карьеру служащего городской управы, и начинает заниматься неквалифицированным трудом. Рисованием при этом занимается постоянно. В это время Иванов начинает писать свои знаменитые квадратные картины. Это работы акварелью или маслом на маленьких квадратных картонках, которые использовались для прокладывания растровых клише печатных машин. Иванов заметил этот материал зимой 1916 года, когда устроился разнорабочим в Петроградскую синодальную типографию. Там же он пристрастился к употреблению спирта с кокаином. В это время Иванов рисует огромное количество картин, развивая и оттачивая свой специфический стиль, который был не похож ни на господствовавший тогда русский авангард, ни на классической искусство, ни на европейских экспрессионистов. От призыва в армию на фронты идущей Первой мировой войны он уклоняется, постоянно меняя работу и проживая в очень скромных комнатах, которые снимает с подселением.

В период Революции и Гражданской войны Иванов уезжает в родные Боровичи, где увлекается толстовством, перестаёт употреблять алкоголь и наркотики и почти перестаёт рисовать. Перебивается в это время случайными заработками. До 1926 года, когда он возвращается в теперь уже Ленинград, он исполнил всего четыре пейзажа, которые сейчас хранятся в ГМХК в Новгороде Великом.

В Ленинграде он устраивается на должность в ГлавНефтеТресте, но образ жизни и стремление к творчеству вынуждает его в 1930 году оставить работу и полностью посвятить себя рисованию. Именно в этот период он создаёт все свои основные серии работ. Все они изображают людей физического труда за работой. Это кузнецы, маляры, дворники, наборщики, разнорабочие трамвайного цеха и так далее. Все работы выполнены с натуры на тех самых картонках, которые Иванов использовал в 1910е годы. Сам художник снимает чердак в доме на Лиговском проспекте и занимается физическим трудом, где постоянно рисует своих коллег и знакомых. Считается, что в это время у Иванова развивается клаустрофобия, так как нет ни одной известной работы этого периода (из более чем 3 000), где изображалось бы публично место, или пространство без крыши. Однако, точного подтверждения этой гипотезы не обнаружено. Большинство работ этого периода художник хранит дома, на чердаке. Тем не менее до 400 картин он подарил друзьям и знакомым. Большинство из них ныне утрачено.

Виды Шлиссельбурга, ок. 1936 года, частное собрание Оскара Хоффера
Редкие работы Иванова, изображающие виды Шлиссельбурга, куда он ездил весной 1936 или 1937
В некоторых биографиях указывается, что Р. Г. Иванов умер зимой 1941-42 годов во время Блокады. Однако это не так. Несколько работ 30х годов была им подарена в 1942 году В. А. Пушкареву, с которым Иванов познакомился на фронте в 1941 под Ленинградом, где Иванов оказался, так как пошел в июне 1941 добровольцем в Красную Армию. В 70х Пушкарев стал директором Русского музея, и начал систематически собирать работы Иванова. Однако до 1991 они не экспонировались, поскольку не считались большинством искусствоведов ценными.

Настоящее открытие художника произошло в 1991 году, когда немецкие специалисты, которые работали в запасниках русского музея в рамках процесса обмена художественными ценностями после ВМВ, обнаружили серию Иванова «Рабочие у мартена» и попросили дать им экспонировать ее на выставке изобразительного искусства IDF в Штутгарте, которая была посвящена изображению индустриальных рабочих от 15 века до наших дней. Там работы Иванова произвели фурор, на них обратили внимание коллекционеры и музеи и с тех пор за ними ведется настоящая охота. Рекордная публичная сделка составила 5.5 миллиона долларов за картину «В ремонтном цеху».
В 1944 году художник признан военно-врачебной комиссией негодным к военной службе по совокупности проблем со здоровьем. После Великой Отечественной Войны Иванов переехал Москву, но ему там не понравилось, и он в 1949 году переезжает в г. Белогорск Амурской области, где ведет уединенную жизнь занимаясь в основам плотницким трудом, работает могильщиком и дворником. В то время он так же пишет на небольших картонках, но вырезает их уже сам из листа, так как тара для клише вышла из употребления. Умер в 1962 году в результате несчастного случая во время сбора кедровых орехов.
Р. Иванов в последние годы жизни
Благовещшенск, ок. 1960 года
Фотография сделана Игорем Кропивницким в Благовещенске, предположительно - в 1960 году, за несколько лет до смерти художника.
Серия "Ленинградские рабочие возле мартена", 1930е.
Большинство работ Иванова в сюрреалистической манере изображают советских пролетариев за работой.
Made on
Tilda